English version

Правила игровой системы “ВОЙНА”

V РЕДАКЦИЯ (дополненная)

Игровая система “ВОЙНА” посвящена событиям Второй Мировой войны 1939-1945 гг.

Каждое боевое подразделение (иначе “юнит”, “соединение”) представлено в игре соответствующей картой. Обычно карта изображает какое-либо воинское формирование: роту, взвод или эскадрилью.

Цель игры: уничтожение колоды противника – его стратегических резервов.

Играют вдвоем. Каждый из игроков может сражаться за: СССР, Германию или Союзников.

Для игры нужны только игровые колоды. Каждый сам формирует свою колоду, используя карты из готовых колод и из дополнительных наборов (“бустеров”). Количество карт в игровой колоде должно быть равно 60. При этом в колоде не должно быть более четырех одинаковых карт, кроме карт базовых (неспециальных) ресурсов. Одинаковыми считаются карты с полностью одинаковым названием. Игроки могут договориться увеличить размер колоды, но у обоих противников в колоде должно быть равное количество карт.

Внимание! Некоторые карты могут быть сыграны в нарушение правил игры. Если текст на карте противоречит данным правилам, то определяющим является текст на карте. Если текст на карте прямо запрещает (отменяет) правило, предусмотренное в тексте другой карты, то определяющим является запрещающий (отменяющий) текст.

Игра ведется по ходам. Каждый ход поделен на фазы. Когда отыграны все фазы, ход передается другому игроку. Кто ходит первым в первой партии - определяется жребием. В последующих партиях право первого хода чередуется между игроками.

В процессе игры карты находятся в руке игрока или размещаются на столе в следующих игровых зонах: 1-я линия, 2-я линия, зона карт условий боевой обстановки (УБО), зона резервов, зона ресурсов, колода, потери. Если сказано, что карта находится "в игре" или "на столе", это означает, что карта: находится на 1-й или 2-й линии, в зоне резерва, в зоне условий боевой обстановки или в зоне ресурсов.

Все уничтоженные или отыгранные карты кладутся в потери рубашкой вниз.

В начале игры каждый из игроков берет сверху своей колоды 7 карт. Это - “стартовая рука” игрока. Игрок, который ходит первым, берет в начале своего хода еще одну карту. В дальнейшем в начале своего хода каждый из игроков должен будет брать из колоды по две карты. Игрок может добавить к "стартовой руке" не более 5 карт "боевых приказов", которые выбирает по своему усмотрению до начала игры (см. Боевые приказы).

Ситуация пересдачи. Если в “стартовой руке” оказалось меньше двух карт ресурсов или все карты в “стартовой руке” оказались картами ресурсов, игрок может вновь перемешать колоду и сдать себе карты заново. Перед этим игрок обязан показать противнику свои карты. Пересдача "стартовой руки" возможна и в любом другом случае, но перед повторным взятием “стартовой руки” игрок должен поместить в потери две карты с колоды. В любом случае игрок не может пересдавать "стартовую руку" более трех раз.

Поворот и разворот карты

Поворот карты – в определенных игровых ситуациях (атака, блокирование, использование некоторых специальных свойств и т.д.) карту необходимо поворачивать. Игрок, которому принадлежит карта, поворачивает ее на 90°. Это означает, что карта уже использована. Повернутая карта более не может совершать действия, требующие ее поворота. В тексте карты поворот обозначается специальным значком: .
Разворот карты – все повернутые карты (включая карты ресурсов) разворачиваются в нормальное положение в начале хода игрока, которому они принадлежат.

Виды карт

Карты делятся на карты ресурсов, карты подразделений, карты улучшений, карты условий боевой обстановки, тактические карты, карты дивизий и карты героев. Некоторые карты могут относиться сразу к нескольким типам.

Карты ресурсов. Существует три вида “ресурсов”, которые тратятся на введение в игру (строительство) подразделений и карт УБО, отыгрыш атак, специальных свойств или тактических карт: - склады; - заводы; - топливо.

Основной источник ресурсов - это карты ресурсов. Карты ресурсов делятся на базовые (“склад”, “завод”, “топливо”) и специальные.
Каждый ход в фазу “ввода ресурсов” игрок может выкладывать не более двух карт ресурсов из руки в зону ресурсов.

Поворот карты базового ресурса дает определенный ресурс. Карты специальных ресурсов могут давать разные ресурсы или сразу несколько ресурсов.

Игрок может получить любой ресурс, потратив два других. 1 склад = 2 завода или 2 топлива или 1 завод и 1 топливо, 1 завод = 2 склада или 2 топлива или 1 склад и 1 топливо, 1 топливо = 2 склада или 2 завода или 1 склад и 1 завод.

Пример: для строительства броневика требуется 1 склад, 2 завода и 1 топливо. Значит, его можно построить, затратив, например, 5 складов и 1 топливо либо 3 склада и 2 завода, или, скажем, 2 завода и 3 топлива, и т.д.

Для введения в игру (отыгрыша, строительства) некоторых карт игрок должен потратить строго определенные ресурсы (например, именно “склады”), которые не может заменить, потратив другие ресурсы. Это обозначено специальной маркировкой (красного цвета) вокруг цифры, указывающей количество требуемых ресурсов в параметре “стоимость”.

Значок ресурса в тексте карты означает, что для достижения описанного в тексте эффекта должно быть потрачено определенное количество ресурсов.

Карты подразделений различных типов (родов) войск. Тип подразделения определяется по цвету фона карты: () Пехота – зеленый, () Бронетехника – серый, () Укрепления – светло-серый, () Артиллерия – темно-красный, () Авиация (самолеты) – голубой, () Корабли – синий, Специальное подразделение – в зависимости от стороны (фиолетовый, красный или черный).

Подразделения каждого рода войск разделяются также по видам. Например: бронеавтомобиль, средний танк, тяжелая пехота. Вид подразделения указывается в тексте карты. Все подразделения, кроме авиации и кораблей, считаются “наземными”

Карты улучшений подразделений. Играются в фазу строительства игрока и помещаются под карту строящегося или уже построенного подразделения. Улучшенное подразделение приобретает новые свойства. Улучшение действует до уничтожения улучшенного подразделения и вместе с ним помещается в потери. В фазу строительства игрока карту улучшения можно переместить на другое подразделение. Подразделение можно усиливать несколькими одинаковыми улучшениями. Если улучшение может быть сыграно или действует только в отношении определенного типа/вида подразделений, им может быть улучшено только подразделение данного типа/вида. Если в процессе игры подразделение меняет тип/вид, улучшение немедленно помещается в потери.

Карты условий боевой обстановки (УБО) могут быть сыграны в фазу строительства игрока, если отсутствуют специальные условия отыгрыша. Сыгранные УБО помещаются в зону Условий боевой обстановки и воздействуют на подразделения, находящиеся в игре и/или на правила игры. На столе у Игрока не может быть двух одинаковых УБО. Игрок, сыгравший карту УБО, может поместить ее в потери в конце любого своего хода. Противник может уничтожить УБО игрока только при определенных условиях (см. Особенности применения карт УБО).

Тактические (специальные) карты играются в фазу строительства, если в их тексте не указан иной момент отыгрыша. Эффект, описанный в тексте карты, начинает действовать немедленно после того, как сыграна карта; пока эффект действует, тактическая карта находится в зоне УБО, затем помещается в потери.

Карты героев. На столе у игрока одновременно не может быть двух одинаковых Героев. Также Герой не может быть сыгран, если такая же карта Героя находится на столе у оппонента.

Карты дивизий. В начале каждой партии игрок объявляет, будет ли он использовать карту дивизии, и если будет, то какую. После этого карта дивизии выкладывается им в зону УБО и остается там до конца игры. Карта дивизии не входит в состав колоды.

Карты боевых приказов. Эти карты не входят в состав колоды. Игрок до начала партии определяет, какие карты боевых приказов он будет использовать, и добавляет их к своей "стартовой руке". К картам "боевых приказов" применяется порядок, предусмотренный для отыгрыша тактических карт данными правилами, однако не применяются ограничения, предусмотренные в тексте карт, если иное прямо не указано.

Параметры карт

- стоимость – указанное на карте количество складов, заводов или топлива. Обычно данный параметр указывает “действительную стоимость”, т.е. количество и вид ресурсов, которые игрок должен потратить, чтобы ввести карту в игру (построить подразделение, сыграть карту). В результате действия других карт “действительная стоимость” может измениться. Под “стоимостью” в данных правилах и текстах карт всегда понимается параметр, указанный на карте без учета “удешевления” или “удорожания” в результате действия других карт.

- сила атаки / сила защиты (характеристики подразделения) – повреждения, которые подразделение наносит при атаке / повреждения, которые необходимы для уничтожения этого подразделения. Во время боя (боевого столкновения) подразделение игрока наносит подразделению противника повреждения, равные своей силе атаки. В любой момент игры, когда повреждения нанесенные подразделению становятся равными или превышают его силу защиты, подразделение считается уничтоженным и помещается в потери.

Пример: Средний танк с показателями атаки/защиты 3/3 атакует бронеавтомобиль с показателями 2/2 и уничтожает его. Если же он атакует тяжелый танк с показателями 5/4, то сам будет уничтожен. При атаке им пехоты с показателями 3/2 погибнут одновременно и пехота, и средний танк.

Подразделение может иметь нулевую силу атаки/защиты. Если подразделение получает отрицательную силу атаки/защиты, его сила атаки/защиты считается равной нулю. Подразделения с нулевой силой защиты НЕ уничтожаются автоматически. Чтобы уничтожить такое подразделение, ему нужно нанести хотя бы 1 повреждение.

Вышеуказанные правила действуют и в отношении карт ресурсов, также имеющих силу атаки (0) и силу защиты.

Наземные подразделения и корабли, атакованные авиацией, не могут нанести ей повреждения, используя свою силу атаки.

Предполагается, что каждая карта обозначает не отдельного пехотинца или танк, а пехотную роту, танковый взвод, артиллерийскую батарею. Соответственно, уничтожение какого-либо подразделения не означает, что оно уничтожено полностью, но считается, что подразделение понесло серьезные потери и расформировано или направлено на переформирование. В любом случае из данной конкретной битвы (игры) это подразделение выбывает.

- сила зенитной стрельбы () – используется по желанию игрока в боевом столкновении подразделения, имеющего такой параметр, с авиацией. Цифра означает повреждения, которые наносятся авиационному подразделению (подразделениям) в боевом столкновении. Если в боевом столкновении подразделение использует силу зенитной стрельбы, его сила атаки становится равной “0”.

- сила бомбометания () – параметр некоторых авиационных подразделений. Определяет, какие повреждения авиационное подразделение игрока наносит атакованному им наземному подразделению, кораблю или авиации (кроме ситуации перехвата/контрперехвата). Если в боевом столкновении подразделение использует силу бомбометания, его сила атаки становится равной “0”.

- специальные свойства карт (СС) и модификаторы к характеристикам подразделения указаны в тексте карты и/или специальным символом в строке свойств. Если иное не предусмотрено данными правилами или текстом карт, играются в фазу строительства или фазу атаки, с любой линии, в ход любого из игроков. В течение волны атаки подразделение может использовать СС для изменения собственных характеристик только один раз. Часть СС более подробно описана в отдельном разделе данных правил.

- тактические модификаторы (ТМ) – изменение характеристик подразделений только в бою (боевом столкновении). ТМ указываются на карте специальными значками и/или описываются в тексте карты. Обычно ТМ действуют в боевом столкновении только с определенным типом подразделений. Например, если сказано, что подразделение с характеристиками 2/2 “в бою с бронетехникой получает +1/2” – это означает, что атакуя бронетехнику противника или блокируя ее, это подразделение имеет характеристики 3/4. ТМ, увеличивающие характеристики подразделения, действуют только в том случае, если подразделение сражается (находится в боевом столкновении) только с тем типом (видом) подразделений противника, на который распространяются данные модификаторы. Например, только с бронетехникой или только с пехотой (см. расчет результатов боя). Если подразделение имеет разные ТМ, увеличивающие характеристики в бою с разными типами (видами) подразделений, в боевом столкновении с одновременным участием подразделений данных типов (видов), характеристики подразделения изменяются в соответствии с минимальным общим значением используемых модификаторов (например, подразделение, получающее в бою с пехотой +1/2, а в бою с артиллерией +0/1, находясь в бою одновременно с подразделениями обоих типов, получит +0/1). Модификаторы “когда блокирует”, также являются тактическими.

- универсальные модификаторы (УМ) – изменяют характеристики подразделения сразу, при отыгрывании карты (свойства), дающей универсальный модификатор (независимо от нахождения подразделения в боевом столкновении). Модификатор прекращает действовать немедленно после помещения в потери (прекращения действия) карты (свойства), дающей модификатор. Модификаторы, действующие “когда атакует” являются универсальными, они прекращают действовать в конце хода, когда подразделение атаковало.

Если модификаторы, указанные на карте подразделения, уменьшают его силу атаки в бою с определенными типами/видами подразделений, его сила атаки в бою с данными подразделениями не может быть увеличена тактическими модификаторами;

Если наземное подразделение атаковано или заблокировано авиацией, никакие из модификаторов, увеличивающих его свойства, не действуют.

- государственная (национальная) принадлежность – указывается флажком в левом нижнем углу карты. Если карта имеет два или более флагов государственной принадлежности, игрок при вводе в игру данной карты сам объявляет государственную принадлежность данной карты, выбрав один из флагов на карте.

Фаза строительства

Игрок может построить (выложить на стол и ввести в игру) только карты, которые есть у него в руке. При этом он должен повернуть необходимое количество выложенных на стол карт ресурсов – получить ресурсы и заплатить “действительную стоимость” всех построенных в данную фазу подразделений и сыгранных карт. Вводить в игру подразделения можно только в свою фазу строительства. Построенное подразделение попадает в зону резерва. В этой зоне подразделение не может атаковать, блокировать, использовать специальные свойства, а также быть целью для атаки или использования специальных свойств и тактических карт. В конце хода подразделения помещаются из зоны резерва на 1-ю () или 2-ю () линию. К какой линии относится подразделение, указывается значком на карте или описывается в ее тексте.

Первая линия представляет собой передний край, линию фронта. Вторая линия - это прикрываемый первой линией тыл: позиции артиллерийских батарей, аэродромы, госпитали.

С линии на линию могут быть перемещены только подразделения пехоты, бронетехники, артиллерии и корабли. Перемещение карт подразделений игрока происходит в конце его фазы строительства. При этом данные карты поворачиваются.

Атака

Атаковать могут только подразделения 1-й линии, когда они расположены на 1-й линии, и авиация.

Волна атаки -– в свою фазу атаки игрок может атаковать одной или несколькими волнами. В одной волне атаки может атаковать одно или несколько подразделений. Игрок сам определяет количество и последовательность волн атаки и то, какие подразделения в них задействованы.

“По общим правилам” игрок не может атаковать конкретное подразделение противника - атака объявляется на всю первую линию оппонента, т.е. подразделения атакуют ненаправленно.

Внимание! Подразделения со свойством “направленная атака” могут атаковать любое подразделение на первой линии по выбору атакующего игрока, т.е. атакуют направленно (см. “Свойства подразделений”).

Атаковавшие подразделения поворачиваются.

Оборона (блокирование)

После того, как атакующий игрок назначил подразделения, атакующие в текущей волне атаки, обороняющийся может назначить подразделения, блокирующие их. Обороняющийся сам определяет, какие из его подразделений будут блокировать подразделения противника, атакующие “по общим правилам”. Каждое из подразделений игрока может блокировать, по его желанию, только одно из атакующих подразделений противника. Можно блокировать несколькими подразделениями одно, но заблокировать одним своим подразделением несколько вражеских нельзя.

Подразделение игрока, направленно атакованное вражеским подразделением, также считается блокирующим. Обороняющийся не может отказаться от блокирования направленно атакующих подразделений. Но атакованное подразделение можно поддержать другими, не повернутыми и еще не блокирующими, подразделениями.

Таким образом, Ситуация поддержки означает, что направленно атаковавшее подразделение противника будет блокировать не только то подразделение, которое направленно атаковали, но и другие подразделения по желанию обороняющегося. Поддерживать атакованные только авиацией подразделения, ресурсы или колоду могут лишь подразделения с силой зенитной стрельбы.

Блокирующие подразделения (в том числе атакованные авиацией) поворачиваются.

Повернутые подразделения блокируют, только если сами направленно атакованы. У подразделения, которое было повернуто до объявления блокирующих подразделений, модификаторами может быть изменена только сила защиты. Его сила атаки всегда равна “0”.

Подразделения, расположенные на второй линии, не могут атаковать (кроме авиации), а блокируют, только если сами атакованы. Подразделения первой линии, переведенные на вторую, могут поддерживать атакованные подразделения на второй линии, а также колоду и карты ресурсов. Карты ресурсов не могут атаковать, а блокируют, только если сами атакованы.

Блокирующие карты ресурсов поворачиваются.

Совместно сражающиеся подразделения и боевое столкновение

Подразделения, направленно атакующие одну и ту же цель в одной волне атаки или блокирующие одно и то же подразделение противника, считаются совместно сражающимися. Каждое столкновение одиночных и/или совместно сражающихся подразделений игроков является отдельным боем (боевым столкновением).

Атака на колоду или карту ресурса также считается боевым столкновением.

Боевые столкновения в одной волне атаки происходят независимо друг от друга. Повреждения, нанесенные подразделению в текущей волне атаки, суммируются. По окончании волны атаки все повреждения, нанесенные подразделению, которое не было уничтожено, обнуляются.

Расчет результатов боя

Сначала необходимо определить действующие характеристики подразделений, участвующих в боевом столкновении, т.е. какие из модификаторов влияют в данный момент на характеристики подразделения. Затем каждый из игроков суммирует действующую силу атаки своих подразделений (включая силу бомбометания авиации и силу зенитной стрельбы, если эти параметры используются), участвующих в боевом столкновении, и распределяет ее по своему желанию между участвующими в этом же боевом столкновении подразделениями противника. После распределения повреждений подразделения, получившие суммарные повреждения, равные или превышающие их действующую силу защиты, считаются уничтоженными и помещаются в потери. При расчете результатов боя учитываются также повреждения, нанесенные в эту волну атаки в результате действия тактических карт и специальных свойств подразделений.

Пример: У немцев на первой линии находится “Тигр” (5/4) и противотанковое орудие PAK-35 (1/1, +1/2 в бою с бронетехникой); у русских есть САУ CУ-76и (3/3, +1/1 в бою с бронетехникой). Русские атакуют “Тигр” своей САУ. В бою с бронетехникой она имеет характеристики 4/4 и должна уничтожить “Тигр”, сама при этом погибнув. Однако немцы могут поддержать “Тигр” противотанковой пушкой PAK-35. Получается, что в бою против САУ участвует бронетехника и артиллерия, то есть подразделения разных типов. Следовательно, САУ не может воспользоваться тактическим модификатором, действующим в бою с бронетехникой, и имеет характеристики всего 3/3. При этом ее силы атаки уже не хватает на то, чтобы уничтожить “Тигр”. Она может только перераспределить повреждения на противотанковую пушку, уничтожить ее и погибнуть.

Прорыв на вторую линию

Атакующие наземные подразделения могут прорваться на вторую линию обороны. Это возможно в том случае, если атакующие подразделения не были заблокированы.

Чтобы определить силу прорыва (является условием для уничтожения УБО и др.), нужно суммировать силу атаки всех прорвавшихся подразделений, атаковавших в данной волне. При этом не учитываются “тактические модификаторы” к характеристикам подразделения, но учитываются “универсальные модификаторы”. По желанию игрока прорвавшиеся подразделения могут продолжить атаку.

Любое прорвавшееся подразделение может атаковать: колоду, карту ресурса или подразделение на второй линии. Прорвавшиеся подразделения могут совместно атаковать любую из этих целей. Если подразделения второй линии, колода или ресурсы поддержаны подразделениями первой линии, находящимися на второй, атакующие наземные подразделения противника могут наносить повреждения только поддерживающим подразделениям.

Авиация при атаке второй линии не осуществляет прорыв.

Атака колоды

Основная задача игрока – уничтожить колоду противника. Самый верный способ добиться этого – атака на колоду. Атаковать колоду могут только наземные подразделения, прорвавшиеся на вторую линию, а также имеющие соответствующее свойство корабли (прорвавшиеся на вторую линию) и бомбардировщики. При атаке на колоду с нее помещается в потери столько карт, какова сила атаки (бомбометания) подразделения.

Победа и поражение

Если в начале хода игрока в его колоде находится менее двух карт – игрок проигрывает.

Особенности применения карт УБО

Противник может уничтожить карту УБО, сыгранную игроком, только при выполнении определенных условий, обычно обозначаемых специальными значками на карте:

– если противник в конце своего хода поместит в потери указанное количество карт со своей колоды, УБО немедленно помещается в потери;
– если противник осуществит прорыв на вторую линию с указанной суммарной силой атаки прорвавшихся подразделений (силой прорыва) (см. прорыв на вторую линию), в конце волны атаки УБО помещается в потери.

В тексте карты УБО могут быть предусмотрены и иные условия его уничтожения противником. При выполнении этих условий УБО немедленно помещается в потери.

- - “Доплата” - данный символ на карте означает, что каждый ход, начиная со следующего хода после ввода данной карты в игру, необходимо тратить в свою фазу строительства указанные ресурсы, чтобы эта карта УБО оставалась на столе. Иначе в конце фазы строительства, когда не была проведена доплата, карта помещается в потери.

“УБО–Местность” всегда играется в конце своего хода. Оно действует на обе стороны. На столе одновременно может быть только одно “УБО–Местность”. Если в игре находится “УБО-Климат”, которое не может быть сыграно при нахождение в игре определенного “УБО-Местность”, данное “УБО-Местность” также не может быть сыграно.

“УБО-Климат” может быть сыграно в начале фазы атаки игрока или в конце его хода. Сыгранное “УБО-Климат” помещается в зону УБО. “УБО-Климат” действует на обе стороны. На столе одновременно может быть только одно “УБО–Климат”. “УБО-Климат” не может быть помещено в потери сыгравшим его игроком по собственному желанию. Сыгранное “УБО-Климат” находится в игре в течение нескольких ходов игрока, который его сыграл. Количество ходов (игрока) указывается цифрой на карте “УБО-климат”. Первым ходом нахождения “УБО-Климат” в игре считается ход, когда оно сыграно игроком. В конце фазы атаки последнего хода действия “УБО-Климат” оно помещается в потери.

Особенности применения некоторых типов (видов) подразделений

Пехота и тяжелые танки

Атакующие тяжелые танки не могут быть заблокированы пехотой, если не атакуют ее направленно

Укрепления

Укрепления не могут атаковать, только блокируют. Если в результате воздействия тактических карт или специальных свойств карт укрепление должно быть перемещено на другую линию, оно помещается в потери.

Модификаторы для укреплений:
1. Если у игрока на столе находится три укрепления, каждое из них получает +1/1;
2. Если у игрока на столе находится пять укреплений, каждое из них получает +2/2.

Данные модификаторы являются универсальными.

Пехота и артиллерия первой линии (с характеристиками не менее 1/1) могут быть использованы как улучшение для любого укрепления. При этом они играются по правилам карт “улучшений”. Построенное подразделение пехоты или артиллерии в конце фазы строительства игрока помещается под карту укрепления. В начале следующей фазы строительства игрока подразделение-улучшение может быть перемещено на другое укрепление или возвращено обратно на первую линию. Улучшенное укрепление получает +1/1 за каждое подразделение-улучшение. Если подразделение-улучшение имеет свойство: “артподдержка”, “арткорректировщик”, “дальняя стрельба”, “удар по колоде” или “командное подразделение”, данные свойства (с ограничениями, описанными в карте подразделения-улучшения) получает и улучшенное укрепление. Каждое укрепление не может быть улучшено более чем двумя подразделениями.

В боевом столкновении с улучшенным укреплением подразделения противника используют свои тактические модификаторы так, как будто находятся в боевом столкновении одновременно с укреплением и подразделением-улучшением.

Зенитная артиллерия

Существует два вида зенитной артиллерии – зенитные автоматы и зенитные орудия. Подразделения, карты ресурсов или колода, атакованные авиацией, могут быть поддержаны зенитной артиллерией по следующим правилам. Зенитные автоматы, находящиеся на 2-й линии, могут поддерживать подразделения, атакованные авиацией на первой и на второй линии, а также карты ресурсов. Зенитные автоматы не могут поддерживать карты ресурсов, атакованные стратегическим бомбардировщиком. Зенитные автоматы на первой линии, могут поддерживать только подразделения на первой линии. Зенитные орудия с любой линии могут поддерживать карты ресурсов, колоду или подразделения на второй линии при атаке любых авиационных подразделений. На поддерживающее колоду или карты ресурсов зенитное орудие не могут быть распределены повреждения, наносимые бомбардировщиком.

Авиация

Сила атаки авиационного подразделения используется только в бою с авиацией при перехвате или контрперехвате. Сила защиты учитывается в бою с авиацией или подразделениями, использующими силу зенитной стрельбы. Сила бомбометания используется, когда авиация атакует подразделения на первой или второй линии, карты ресурсов или колоду.

Если авиационное подразделение атаковано на второй линии наземным подразделением или бомбардировщиком, оно считается блокирующим, но при расчете результатов боевого столкновения его действующие характеристики равны 0/0 и не могут быть изменены какими-либо модификаторами.

Виды авиационных подразделений

Бомбардировщик

Бомбардировщик может атаковать по выбору игрока любую цель, указанную в тексте его карты (подразделение на 1-й или 2-й линии, карту ресурса или колоду). Атака бомбардировщиком подразделений на 1-й линии всегда считается направленной. Бомбардировщик не может атаковать неповернутый истребитель. Любое авиационное подразделение, имеющее “силу бомбометания”, может атаковать по правилам бомбардировщика, при этом считается “бомбардировщиком”.

Истребитель не может атаковать.

После объявления атаки бомбардировщика противника истребитель игрока может использовать свойство “перехват” - перехватить атаку бомбардировщика, который уже не сможет атаковать первоначально заявленную цель и вступает в боевое столкновение с истребителем, используя свою силу атаки/силу защиты

При объявлении атаки бомбардировщика игрока истребитель игрока может использовать свойство “контрперехват”. В отношении истребителей игрока, использовавших это свойство, истребители противника также могут использовать свойство “перехват” и вступить с ними в боевое столкновение. В текущей волне атаки истребители противника не могут использовать свойство “перехват” против бомбардировщиков игрока, если есть “контрперехватывающие” истребители, не вступившие в боевое столкновение с “перехватывающими” истребителями противника.

Несколько истребителей могут использовать свойство “перехват” в отношение одного бомбардировщика и “контрперехватывающего” истребителя. Истребители, использующие свойство “перехват” и “контрперехват”, поворачиваются.

Штурмовики – могут блокировать наземные подразделения, атакующие первую линию, и поддерживать подразделения на первой линии, атакованные наземными подразделениями противника. При этом наносят подразделениям противника повреждения, равные “силе бомбометания”. В отношение блокирующего штурмовика истребители противника могут использовать свойство “перехват” (после объявления игроком всех блокирующих подразделений), а истребители игрока - свойство “контрперехват” (при объявлении блокирующих подразделений).

Пример. Игрок объявляет атаку Тактическим бомбардировщиком Ju-87 STUKA (1/1, сила бомбометания 5) на гаубицу противника (1/1). Также у игрока есть истребитель (3/3), который использует свойство “контрперехват” У противника имеется зенитный автомат (1/2, сила зенитной стрельбы – 3) и истребитель (3/3). Истребитель использует свойство “перехват”. Истребители вступают в боевое столкновение и уничтожают друг друга (3/3 против 3/3). Бомбардировщик вступает в боевое столкновение с гаубицей, но ее поддерживает зенитный автомат. Сила бомбометания бомбардировщика “5”, и игрок распределяет повреждения между гаубицей и зенитным автоматом. Зенитный автомат использует силу зенитной стрельбы и наносит повреждения бомбардировщику. Заметим, что если бы у игрока не было истребителя или у противника было бы два истребителя, бомбардировщик был бы перехвачен и не смог бы продолжить атаку.

Корабли

Корабли – морские подразделения. Корабли не могут атаковать и блокировать наземные подразделения и авиацию. Корабли, будучи сами атакованы авиацией, считаются блокирующими. Корабли не могут атаковать колоду или ресурсы. Прорыв кораблей на вторую линию осуществляется по общим правилам, но "прорывом" не является. Корабли не могут быть атакованы какими-либо подразделениями, кроме других кораблей и авиации. Корабли могут быть заблокированы только другими кораблями. Береговая артиллерия может блокировать ненаправленно атакующие корабли (кроме «подводных лодок»). Расчет результатов боя с участием кораблей производится по общим правилам атаки (обороны). Специальные свойства, тактические карты, дивизионные карты или УБО не могут воздействовать на корабли, если иное прямо не сказано в тексте карты.

Авиационные подразделения игрока (кроме стратегических бомбардировщиков и транспортных самолетов) в конце фазы строительства игрока могут быть помещены со 2-й линии или из зоны резерва на корабли-авианосцы (либо в начале фазы строительства игрока перемещены с них на вторую линию). Находясь на авианосце, они используются по общим правилам, но не могут быть атакованы наземными и авиационными подразделениями или быть целью для воздействия специальных свойств подразделений и тактических карт противника. При уничтожении (выводе из игры) корабля-авианосца данные авиационные подразделения уничтожаются.

Специальные свойства подразделений (спецсвойства)

() Направленная атака
Подразделение с таким свойством может в фазу атаки игрока атаковать любое подразделение на первой линии противника. Атакованное подразделение не может уклониться от боевого столкновения, но может быть поддержано (подробнее см. разделы “Атака” и “Оборона (блокирование)”). Несколько подразделений с направленной атакой могут совместно атаковать одно вражеское подразделение. Игрок может не использовать свойство направленной атаки и атаковать наземным подразделением, имеющим такое свойство, по общим правилам, о чем он должен заявить при объявлении атаки данным подразделением.

() Мобильность
В фазу строительства подразделения, имеющие свойство “мобильность”, не попадают в зону резерва, а должны быть сразу размещены на 1-й или 2-й линии (в зависимости от вида подразделения). Мобильные подразделения могут атаковать и использовать специальные свойства уже в ход постройки. Игрок не может сам отказаться от использования свойства “мобильность”. Свойство “мобильность”, полученное подразделением в результате воздействия свойств других подразделений, тактических карт, карт дивизий или при оплате ресурсами, действует только до конца фазы строительства, в которую данное подразделение построено.

() Прорыв
Если подразделение со свойством “прорыв” заблокировано, осталось в живых и уничтожило заблокировавшие его подразделения противника, оно может совершить прорыв и продолжить в этот ход свою атаку на вторую линию. Это возможно только в том случае, если его сила атаки (без учета тактических модификаторов) больше, чем сила защиты (с учетом всех действующих в данном боевом столкновении модификаторов) уничтоженного им подразделения (подразделений). Причем, продолжая атаку, подразделение со свойством прорыва будет иметь в этот ход характеристики (без учета тактических модификаторов), уменьшенные на силу атаки/защиты (с учетом всех действовавших модификаторов) уничтоженного им подразделения (подразделений). При желании игрока свойство прорыва можно не использовать.

Пример: Тяжелый танк “Тигр” с характеристиками 5/4 атакует. Его блокирует 45-мм противотанковое орудие (1/1, +1/2 в бою с бронетехникой). Орудие гибнет. “Тигр” может в этот ход продолжать атаку на вторую линию, но при этом его характеристики будут равны 2/2.

Ветеран
В отношении подразделений с таким свойством не могут быть сыграны карты “Паника”, “Плен”, “Дезорганизация противника” и другие карты, в тексте которых сказано об этом.

() Артиллерийская поддержка (артподдержка)
Данное свойство может быть сыграно при атаке или при назначении блокирующих, и позволяет увеличить на показатель артподдержки силу атаки одному атакующему или блокирующему подразделению игрока на первой линии. Артподдержка считается универсальным модификатором. Подразделение, использующее свойство “артподдержка”, поворачивается. В течение волны атаки сила атаки подразделения может быть неоднократно увеличена использованием свойства “артподдержка”. Подразделение, используя свойство “артподдержка”, не может увеличить собственную силу атаки.

() Удар
Свойство “Удар” может быть использовано только в свою фазу атаки. Подразделение, использующее это свойство, поворачивается. Нанесение “удара” не является боевым столкновением. Подразделение - цель “удара” - не поворачивается, если не было атаковано в текущей волне атаки. При “ударе” подразделению (карте ресурса) наносятся повреждения, равные силе удара. Если она равна или больше силы защиты, подразделение (карта ресурса) помещается в потери. Повреждения от удара сохраняются до конца волны атаки. При ударе по колоде с нее в потери помещается равное силе удара количество карт.

() Перехват
Данное свойство играется до назначения блокирующих подразделений игрока. Используя это свойство, подразделение игрока может вступить в боевое столкновение с подразделением противника, направленно атакующим другую цель. Перехваченное подразделение не может уже атаковать первоначальную цель, и должно вступить в боевое столкновение с перехватывающим подразделением. Наземное подразделение может использовать свойство “перехват”, только когда находится на первой линии. Наземное подразделение, использующее свойство “перехват”, может быть поддержано другими подразделениями. Направленно атакованное подразделение не может использовать это свойство. “Перехватывающее” подразделение считается блокирующим то подразделение, которое перехвачено.

() Командное подразделение
Играется в начале волны атаки. В течение хода в отношении каждого из подразделений игрока такое свойство может быть использовано только один раз. Не может быть использовано подразделением в отношении самого себя.

() Дальняя стрельба
Данное свойство может быть использовано во время волны атаки противника до назначения блокирующих подразделений. Подразделение игрока, имеющее такое свойство, находясь на первой линии, может нанести повреждения, равные показателю “дальней стрельбы” одному атакующему подразделению противника. “Дальняя стрельба” может быть использована против направленно атакующих подразделений. Направленно атакованное подразделение может использовать это свойство только против атакующего его подразделения. Подразделение, использовавшее “дальнюю стрельбу”, немедленно поворачивается. Нанесение повреждений и помещение уничтоженных подразделений в потери происходит до назначения блокирующих. На не уничтоженных подразделениях повреждения сохраняются до конца волны атаки.

() Взаимодействие
Подразделение получает указанный на карте модификатор, если в ход игрока в одной с ним волне атаки (одном боевом столкновении) участвует любое количество подразделений игрока определенного типа/вида. Полученный модификатор действует до конца волны атаки. Если после начала волны атаки условия действия данного свойства перестали выполняться, модификаторы немедленно перестают действовать.

() Минирование
Используется в фазу строительства противника: повернуть подразделение с данным свойством - “заминировать” любое подразделение игрока. “Минированное” подразделение до начала следующего хода игрока не может блокировать наземные атаки и не может быть атаковано наземными подразделениями противника.

() Поддержка пехоты
Используется в фазу атаки игрока. Подразделение может совместно НЕНАПРАВЛЕННО атаковать с одним подразделением пехоты, не имеющим свойства “мобильность”. Если атака одного из подразделений прекращена, атака второго также прекращается. В боевом столкновении оба подразделения считаются совместно сражающимися, и могут быть заблокированы одним подразделением противника. Свойство “поддержка пехоты” имеют все “пехотные” танки.

() Танк поддержки
Все подразделения пехоты, атакующие в одной волне атаки с одним или несколькими “танками поддержки”, получают +0/1 до конца волны атаки (универсальный модификатор). Если после начала волны атаки условия действия данного свойства перестали выполняться, модификаторы немедленно перестают действовать.

() Танковый десант
Подразделение бронетехники с этим свойством и одно подразделение пехоты, не имеющее свойства “мобильность”, могут в текущей волне атаки игрока совместно направленно атаковать. Если атака одного из подразделений прекращена, атака второго также прекращается. В боевом столкновении оба подразделения считаются совместно сражающимися и могут быть заблокированы одним подразделением противника.

Арткорректировщик
Когда подразделение с таким свойством находится на столе, в фазу атаки игрока гаубицы и минометы могут наносить удар по конкретным подразделениям на первой линии противника. Сила удара равна параметру “артподдержки”. Наносящая удар гаубица или миномет поворачиваются.

() Подразделения Ленд-лиза
Подразделение Ленд-лиза не может быть сыграно, если в зоне ресурсов нет карт “Ленд-лиз” ресурсов.

() Контрразведка
Когда подразделение с данным свойством находится на столе, противник не может играть карты “Диверсия”, “Партизаны”, “Удар по коммуникациям” и другие карты, в тексте которых говорится об этом.

() Разведгруппа
Играется в любой момент игры: повернуть подразделение с таким свойством - посмотреть, какие карты находятся в руке у противника.

Либо играется в начале фазы атаки: повернуть подразделение с таким свойством – изменить характеристики подразделений игрока или противника. В течение хода характеристики любого подразделения не могут быть дважды изменены использованием свойства “разведгруппа”. Подразделение, используя свойство “разведгруппа”, не может изменить собственные характеристики.

() Десант
Может быть сыгран в фазу атаки игрока – нанести удар (см. свойство “Удар”) с указанной силой по подразделению противника на второй линии, карте ресурса или колоде. Если в течение хода не был осуществлен прорыв на вторую линию, в конце хода подразделение, использовавшее данное свойство, помещается в потери.

В отношении подразделений, использующих свойство “десант”, истребители противника могут использовать свойство “перехват”, а истребители игрока - свойство “контрперехват”. Зенитные автоматы и орудия могут поддерживать цель, в отношении которой использовано свойство “десант”. Если десант “перехвачен” или цель “десанта” поддержана зенитной артиллерией, подразделение, использующее свойство “десант”, удара не наносит и помещается в потери (если для “Десанта” использовался “Транспортный самолет”, он также помещается в потери).

Использование свойства “Десант” не является прорывом.

- ночной бомбардировщик (истребитель) – в отношении «ночного» бомбардировщика свойство «перехват» могут использовать только «ночные» истребители. В волну атаки, когда атакует «ночной» бомбардировщик, не «ночные» бомбардировщики игрока не могут атаковать, истребители игрока не могут использовать свойство «контрперехват».

()Связист

Данное свойство может быть сыграно в конце хода игрока или в момент, указанный в тексте карты. Подразделение, использующее данное свойство, поворачивается. Игрок может просмотреть столько верхних карт в колоде, каков параметр “связист”, и положить их сверху колоды в произвольном порядке.

() Егерские части; () Горные части; () Саперы; () Трофейные подразделения () Войска диминионов.

Боевые приказы

Некоторые из свойств, указанных в тексте карт, могут быть сыграны только при использовании Боевого приказа. Существует три типа Боевых приказов: дивизии ( ), полка ( ) и батальона ( ). Описание свойства, которое может быть сыграно только при использовании приказа, всегда начинается с символа необходимого приказа. Далее в скобках указываются альтернативные условия отыгрыша этого свойства. Символом "" обозначается помещение в потери верхней карты с колоды. Например, свойство на карте УБО: " [, ] - построенные в этот ход подразделения игрока получают свойство мобильность до конца хода". Таким образом, данное свойство может быть сыграно либо при использовании карты соответствующего приказа (), либо при выполненни альтернативных условий - оплаты топливом и помещения в потери верхней карты с колоды. Игрок не может использовать более одного в течении хода и более одного в течении фазы хода. Сила атаки/защиты одного подразделения не может быть изменена использованием боевых приказов более одного раза в течении хода.

Карты боевых приказов
Данные карты не входят в состав колоды. Состав и количество данных карт игрок сам определяет до начала партии, затем они добавляются к стартовой руке игрока сверх обычных 7 карт. Игрок не может иметь более пяти карт боевых приказов на одну партию, но по договоренности игроков (на турнире - только по решению судьи) это количество может быть увеличено. Карта боевого приказа используется либо для отыгрывания одного (и только одного) из свойств, указанных на карте приказа, либо одного (и только одного) из свойств, указанных на других картах игрока и требующих использования соответствующего приказа. При использовании карта приказа кладется на стол в зону УБО рубашкой вниз, а после использования свойства перемещается в зону потерь. Отыгрывая свойство карты, игрок должен использовать только необходимый для этого Боевой приказ или более старший приказ. Соответственно, свойство, требующее , может быть сыграно только при использовании Боевого приказа дивизии, свойство, требующее - приказа полка или дивизии, а свойство, требующее , может быть сыграно при использовании любой карты Боевого приказа.

Особые правила

Нижеуказанные правила используются, если из текста данных правил или конкретных карт не следует иного.

Если карты или специальные свойства играются одновременно, то играющий сам определяет последовательность их игры. Если карты и специальные свойства разных игроков играются одновременно, то игрок, которому принадлежит ход, первым играет свои карты и специальные свойства.

Карты улучшений, УБО (кроме “УБО-Местность” и “УБО-Климат”) и тактические карты, а также свойства подразделений могут быть сыграны и действуют только в отношении игровых зон игрока.

Игрок может сыграть тактическую карту (свойство карты), только если в данный момент игры ее отыгрыш не запрещен сыгранными ранее картами, могут быть выполнены все условия отыгрыша (оплата ресурсами, поворот подразделений, наличие требуемого количества целей воздействия на 1-й или 2-й линии, либо в зоне УБО) и произведен описанный в тексте эффект.

Если подразделение, УБО или карта ресурса не может быть сыграна (находиться на столе) при наличии (или отсутствии) в игре другой карты, то при наличии (или отсутствии) данной карты в игре соответствующее подразделение, УБО и карта ресурса помещается в потери.

Ресурсы могут быть получены в любой момент игры при отыгрыше тактической карты, специального свойства или введения в игру УБО.

Отыгрыш тактической карты, специального свойства или УБО должен быть оплачен в момент отыгрыша.

Ресурсы должны быть использованы только в той фазе хода, когда получены. Неиспользованные ресурсы пропадают.

В течение одного хода характеристики (сила атаки/защиты) одного и того же подразделения не могут быть изменены двумя и более одинаковыми тактическими картами.

Любая карта на столе может быть развернута только один раз за фазу хода;

Строительством является введение в игру (помещение на стол) в фазу строительства карты подразделения, УБО, улучшения или героя и оплата ее стоимости ресурсами.

Уничтожением является помещение в потери, карты находящейся "на столе", в результате боевого столкновения или при использовании другим игроком тактической карты, свойства подразделения, УБО или карты дивизии.

Если атакующий игрок, объявивший о “начале волны атаки”, не объявил ни одно из своих подразделений атакующим, то по окончании данной волны фаза атаки считается завершенной.

Если тактическая карта или специальное свойство позволяет игроку извлекать определенную карту (тип/вид карт) из колоды или из потерь, игрок обязан показать ее оппоненту. После того, как карта найдена в колоде, колода перемешивается. Если какая-либо карта в процессе игры возвращается в колоду (за исключением случаев, когда указано что она кладется “сверху колоды” либо “в низ колоды”), колода перемешивается.

Если в тексте карты сказано, что ее действие распространяется на карту с определенным названием - она может действовать на любые карты в соответствующей игровой зоне, имеющие данное название, а также на карты, где данное название указано как вид карты или составляет часть полного названия карты.

Пример: Если в тексте карты сказано, что “мотопехота” получает +1/1 в бою со всеми наземными подразделениями, это означает, что +1/1 может получить и подразделение “Мотопехота”, и подразделение “Мотопехота 15 тд”, и подразделение с другим названием, на карте которого в графе “вид” указано “Мотопехота”.

Редкость карты

На каждой карте указывается ее редкость и порядковый номер карты в выпуске. Редкость показывает, насколько часто данная карта встречается в игровых наборах. Более редкие карты представляют бОльшую коллекционную ценность. Существует четыре степени редкости: обычная карта (), редкая карта (), очень редкая карта () и уникальная карта (). Номер на карте помогает коллекционерам отслеживать, какие из карт конкретного выпуска уже есть в коллекции и какие еще следует приобрести.

Маркеры блока, совместимости и ТВД

В нижней части каждой карты указано название блока (маркер блока), к которому относится данная карта (например, “Сталинград”, “Блицкриг”, “Вторжение” и т.д.). Слева от маркера блока на некоторых картах расположен маркер совместимости (). Данный маркер обозначает, что помеченная карта может быть использована в официальных турнирах только по тому игровому блоку, к которому относится. Также в нижней части карты расположен буквенный код-маркер театра военных действий (ТВД). Данный маркер обозначает, на каком ТВД применялось подразделение или происходило событие, изображаемое картой. На тематических турнирах и в кампаниях по определенным ТВД игроки могут использовать только карты с соответствующим маркером ТВД. При проведении официальных турниров могут быть установлены дополнительные ограничения по совместимости и ТВД. Более подробную информацию по этому вопросу можно найти на интернет-сайте проекта “Война” в разделе “Совместимость”.

Порядок хода (фазы хода)

1. Начало хода – отыгрываются тактические карты и свойства, играемые в начале хода.

2. Разворот карт - игрок разворачивает вертикально все свои карты, которые были повернуты в его предыдущий ход или в течение хода противника.

3. Взятие карт - игрок берет сверху своей колоды 2 карты. Игрок, начинающий игру, в свой первый ход берет только одну карту.

4. Выведение карт ресурсов - игрок может ввести в игру одну или две карты ресурсов (базовых и/или специальных).

5. Строительство подразделений

6. Атака

7. Ввод резервов – подразделения из зоны резерва помещаются на соответствующие линии обороны.

8. Конец хода – могут быть помещены в потери УБО, сыгранные самим игроком, или УБО, условием уничтожения которых является помещение противником в потери карт с колоды; могут быть сыграны “УБО-Местность” и “УБО-Климат”, отыгрываются тактические карты и свойства, играемые в конце хода.

Если карта или свойство должно быть сыграно “в начале” (или “в конце”) определенной фазы хода (например, фазы строительства или фазы атаки), это означает, что они должны быть сыграны до (или после) всех иных действий в данной фазе хода.

Тактические карты и свойства, играемые в “фазу атаки” (без дополнительных условий), могут быть сыграны в любой момент фазу атаки, когда игроки могут играть тактические карты.

Благодарности за помощь в создании и развитии игровой системы:
Е. Агафоновой, А. Головко, Д. Горюнову, Д. Корженевскому, Д. Крутько, С. Ляпенкову, И. Матюхину, С. Медведко, В. Мищенко, А. Надеждину, А. Осипенко, С. Панюте, Л. Славину, М. Соколову, И. Туловскому, А. Устюжанину, Л.Мачиной, Д. Шахматову, О. Шахматовой, Д. Цветнову, О. Эрзину

с) C. Мачин, 2002-2007 гг.
(с) ООО “Дизайнерская группа “Столица”, 2002-2007 гг.

Правила игры в формате Word

 

<новости> <о проекте> <продукция> <где купить?> <где играть?> <контакты> <правила> <карты> <графика> <колоды> <совместимость> <стратегии> <энциклопедия> <РЕЙТИНГ> <турнирные правила> <система рейтинга> <воинские звания и награды> <расписание турниров> <отчеты о турнирах> <форум> <ссылки>