F.A.Q. или наиболее часто задавемые вопросы по игре и игровой механике (v3.3)

(Все, что Вы хотели узнать, но боялись спросить - комментарии к правилам версии 2)

Вопросы по выпуску "ВТОРЖЕНИЕ"

(new) В: 18-я танковая дивизия. «- подразделения обоих игроков, стоящие менее 4-х ресурсов, стоят на склад, завод дороже;» - распространяется ли это на самолеты и корабли?
О: На самолеты – да, на корабли –нет, поскольку не сказано что данная карта действует на корабли

(new) В: Wilhelm Ritter von Leeb «В начале волны атаки противника поворот - развернуть до двух наземных немецких подразделений. Развернутые подразделения получают +1/2 до конца хода;» Можно ли «развернуть» неповернутые подразделения чтобы они получили указанный модификатор?
О: Нет

(new) В: Erzschiff «в фазу строительства игрока поворот - игрок получает 2 завода для строительства немецких подразделений» - можно ли использовать эти заводы для замены других ресурсов?
О: Да

(new) В: Panzergrenadiere 4 pd «Когда атакуют ненаправленно, на 1-й линии могут быть заблокированы только подразделением, в тексте карты которого указано свойство "мобильность"» Может ли быть заблокирован танком (напр. Т-29-4), получающим мобильность при уплате игроком топлива? Нужно ли платить топливо чтобы заблокировать им панцергренадир и в какой момент?
О: Можно. Топливо платить не нужно

(new) В: 99-я СД «- в начале своей фазы строительства игрок может поместить из руки в низ колоды одну карту подразделения 99 сд (показав ее противнику) - игрок получает столько ресурсов, какова суммарная стоимость данного подразделения, но не более чем "4"» - какие именно ресурсы получает игрок?
О: любые

(new) В: 99-я СД «- в начале своей фазы строительства игрок может поместить из руки в низ колоды одну карту подразделения 99 сд (показав ее противнику) - игрок получает столько ресурсов, какова суммарная стоимость данного подразделения, но не более чем "4"». Можно ли использовать для получения этих ресурсов карту со стоимостью более 4 ресурсов?
О: Да, при этом игрок получит только 4 ресурса

(new) В: «Будь героем» «может быть сыграна при расчете результатов боевого столкновения - одно наземное подразделение или корабль получают +1/0 или один бомбардировщик получает силу бомбометания +1. Склад - сыгранная карта возвращается в руку» - Можно ли сыграть данную карту более 1 раза за волну атаки? Можно ли играть ее при этом на одно и то же подразделение?
О: Сыграть данную карт более одного раза за волну атаки можно, но при этом ее нельзя дважды сыграть в отношение одного и того же наземного подразделения или корабля.

В: УБО "Маскировка бронетехники": - если игрок в фазу атаки атаковал бронетехникой - в конце фазы атаки УБО возвращается в руку игрока. Откуда именно УБО может быть возвращено в руку?
О: Только со стола (если оно там есть)

В: «Саперы 50-го инженерного батальона» имеют свойство, требующее оплаты ресурсов и используемое только при наличии дивизионной карты "Инженерные войска". Однако эта дивизионная карта позволяет использовать спецсвойства "саперов" бесплатно; как в действительности играется это свойство?
О: Оплата должна применяться даже при наличии указанной дивизионной карты. То же касается взаимодействия «Саперов 50 инж. Батальона» и карты «Минное поле» (Может быть сыграна бесплатно за поворот саперов или инженеров) – при повороте конкретно этих «Саперов» для отыгрыша «Минного поля» нужно заплатить склад

В: Десантный планер - за склад возвращается в руку, только если был использован для десанта, или если использовался для уничтожения подразделения 2-й линии путем жертвования пехоты тоже?
О: Только при использовании десанта

В: УБО «Уничтожение производства» - при его наличии танковый завод дает один завод для строительства бронетехники. А дает ли он при этом хоть один завод для, допустим, строительства пехоты или оплаты тактических карт?
О: Нет

В: 4-я танковая дивизия воскрешает подразделение, только если оно было уничтожено в тот же ход, или в любой?
О: Только в тот же и только в последней волне атаки - данное свойство должно быть сыграно сразу же после расчета результатов боевого столкновения.

В: На карте «Брестская крепость» написано, что игрок может иметь в колоде только пехоту, артиллерию, авиацию и укрепления. Теоретически из этого вытекает запрет на тактические карты, УБО и т.д. Так ли это?
О: Нет. Названное ограничение действует только в отношении других подразделений, карты-неподразделения можно вкладывать любые.

В: На 85-мм зенитной пушке не написано "не может атаковать" - значит, может?
О: Может.

В: «Мобильный противотанковый отряд» и «Зенитная установка "Максим" на грузовике» могут атаковать, не так ли?
О: Безусловно

В: Может ли «Эвакуация производства» быть сыграна, когда ресурсы помещаются в потери ударом по колоде?
О: Да, но только в момент (в ту же фазу хода или волну атаки), когда эти карты помещаются в потери.

В: Можно ли сыграть так: "Звено 6" атакует колоду, параллельно играется «Авиация дальнего действия» и убивает 2 истребителя, которые могли бы блокировать "Звено 6"?
О: Конечно, поскольку в этом случае не требуется "поворота" стратегического бомбардировщика - условия отыгрыша карты «Авиация дальнего действия»

В: Дивизионная карта «8-й мехкорпус» имеет такое свойство: "Повернутая бронетехника игрока в боевом столкновении получает -0/2". В то же время по подфазам волны атаки сначала идет определение атакующих и блокирующих, они поворачиваются, а затем уже "определяется, какие подразделения являются совместно сражающимися, и между какими подразделениями имеются боевые столкновения". Получается, что бронетехника игрока всегда получает данный модификатор?
О: Нет. Текст данной карты изменен. Теперь это свойство сформулировано так: "Повернутая до объявления блокирующих подразделений бронетехника игрока в боевом столкновении получает -0/2"

В: Карта «Gew.Gr.Ger»: Улучшенная пехота получает +2/1 в бою с пехотой, мотопехотой, артиллерией и бронеавтомобилями, когда атакует, и +1/2 в бою с пехотой, мотопехотой и бронеавтомобилями, когда блокирует. Значит ли это, что против кавалерии эти модификаторы не действуют (иначе зачем было указывать отдельно пехоту и мотопехоту)?
О: Действуют и против кавалерии, поскольку по цвету подложки (зеленый) это пехота. Про "мотопехоту" написано для того, чтобы данные модификаторы действовали и против мотопехоты, которая в боевом столкновении становится бронетехникой

В: Если «PzKpfw IV Ausf E 4 pd 1941» (+1/1 в бою с пехотой) атакует некое пехотное подразделение противника, использует ли он модификатор против пехоты, если атакованную пехоту поддерживает «Schutze Kompanie 46 inf. Div» и владелец данной пехоты играет дивизионной картой «46-я пехотная дивизия»?
О: Нет, ведь в боевом столкновении участвует пехота, которая это запрещает

В: Если сыграно «Сосредоточение войск», фаза атаки теряется на 2 хода, или можно играть «Артподготовку» и использовать снайперов?
О: Свойства подразделений и тактические карты играть можно. Пропадает только возможность атаковать, но не сама фаза атаки

В: Может ли игрок сыграть «Внезапное нападение» в начале партии, если право хода уже принадлежит ему?
О: Да, может

В: Если игрок должен был ходить вторым по жребию, но сыграл «Внезапное нападение», кому будет принадлежать право первого хода в следующей партии в этом же туре?
О: Этому же игроку

В: «Зенитный артиллерийский дивизион 1940 г.». согласно тексту относится к следующим видам артиллерии: Зенитный автомат – зенитное орудие – батальон. По правилам на первой линии зенитные орудия теряют силу зенитной стрельбы. Чем именно – орудием или автоматом - считается это подразделение, когда находится на первой линии (и сохраняет ли оно при этом силу ЗС)?
О: Находясь на первой линии, он может быть использован как зенитный автомат и сохраняет при этом силу зенитной стрельбы. На второй линии он по желанию игрока является либо автоматом, либо орудием, в зависимости от цели, которую он поддерживает и типа авиационного подразделения, с которым сражается

В: Некоторые карты имеют свойство «когда атакует (или когда блокирует), получает (может получить) –х/+х, или +х/-х, или какой-то еще модификатор. Являются ли такие модификаторы «тактическими»?
О: Да. При этом если в ТЕКСТЕ САМОЙ КАРТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ указано, что в определенной ситуации (в т.ч. при атаке или блокировании) она получает -х\х, или -х/+х, то показатель ее силы атаки в этой ситуации уменьшается на указанное число и не может быть увеличен никакими модификаторами, получаемыми от дивизионных карт, УБО, тактических карт и свойств подразделений. Отрицательные модификаторы к силе атаки, получаемые подразделением от дивизионных карт, УБО, тактических карт или свойств других подразделений, не мешают одновременному увеличению его силы атаки другими картами

В: Если подразделение пехоты или артиллерии играется как улучшение укрепления, то согласно правилам "по желанию игрока укрепление может использовать специальные свойства подразделений-улучшений, за исключением тех, которые изменяют его силу атаки или силу защиты". Получают ли укрепления, улучшенные соответствующими подразделениями, дальнюю стрельбу, артподдержку, зенитную стрельбу?
О: Зенитную стрельбу укрепления получить не могут, поскольку она не является специальным свойством. Артподдержка и дальняя стрельба никак не влияют на силу атаки или защиты самого укрепления, поэтому оно их может получить.

В: В тексте дивизионной карты «50-я пех. дивизия" сказано: "противник не может строить подразделения без оплаты стоимости...". Означает ли это, что данная карта запрещает отыгрыш «Мобилизации» и других подобных карт?
О: Да. Тактические карты, и свойста УБО и подразделений позволяющие построить что-либо без оплаты стоимости не могут быть сыграны.

В: На некоторых картах указан модификатор вида «+х/х» или «-х/х» Что он означает?
О: Общий знак перед значением модификатора действует для обоих чисел, т.е. «+1\1» означает +1\+1, а «-1\1» - это -1\-1. Исключения предполагают два знака, например +2\-1.

В: Возможно ли, сыграв карту «Операция Морской Лев» (игрок поворачивает одно подразделение на своей первой линии, противник должен повернуть 2 подразделения на своей первой линии по собственному выбору), повернуть произвольное число подразделений в соотношении 1:2.
О: Нет. Поскольку из текста не следует, что "карта подразумевает возможность одновременного воздействия на произвольное число целей", зато "прямо указано фиксированное количество и тип целей" – «игрок поворачивает ОДНО подразделение», повернуть можно только одно подразделение игрока и, соответственно, два подразделения противника.

В: Если в описании свойства подразделения или тексте тактической карты сказано «в фазу атаки» - какой именно момент данной фазы имеется в виду?
О: Если сказано, что карта или свойство играется «в фазу атаки», это означает, что она может быть сыграна по выбору игрока в один из следующих моментов:
1. перед первой волной атаки (после отыгрыша карт "в начале фазы атаки");
2. перед очередной волной атаки;
3. атакующим - перед назначением блокирующих;
4. обороняющимся - после назначения блокирующих;
5. в другой момент фазы атаки, если это следует из текста карты (например, "Дезорганизация противника" играется, когда уничтожено подразделение 1-й линии, то есть после расчета результатов боевого столкновения, но до прорыва)

В: «Подготовка офицерского состава» - «поворот в начале фазы атаки - два подразделения игрока получают +1/1 до конца хода» В чью фазу атаки может быть сыграно это свойство? Может ли оно быть сыграно в отношении подразделения, на которое уже применено «командирское» свойство?
О: Все свойства подразделений и тактические карты, где не сказано, в чью именно фазу атаки/строительства они должны быть сыграны, могут быть сыграны как в ход игрока, так и в ход противника. Свойство «Подготовки офицерского состава» не является «командирским», поэтому может быть применено наряду с ним.

В: Карта «Подкреплений не будет» - "Может быть сыграна в конце фазы строительства игрока – если у противника не менее чем на два подразделения больше, чем у игрока". Учитываются ли при этом корабли?
О: Да

В: Если противник играет карту «Подкреплений не будет!», а у игрока на столе отсутствуют 2 наземных подразделения, или все его подразделения являются кораблями, может ли игрок выбрать помещение в потери подразделений?
О: В данном случае карта "Подкреплений не будет!" не может быть сыграна, поскольку из текста правил следует, что тактическая карта может быть сыграна если "имеются цели, указанные в тексте карты...", т.е "если прямо указано фиксированное количество и тип целей, отыгрыш возможен, только если присутствуют все указанные цели."

В: Противник играет карту "Подкреплений не будет!", где сказано "по выбору противника поместить в потери два ресурса противника или два подразделения". Если у меня дивизионная карта "Воздушно-десантный корпус", могу я выбрать целью этой карты подразделения и они в этом случае не будут помещаться в потери?
О: Да. Точно так же игрок, использующий дивизионную карту "7-я танковая дивизия", может в данной ситуации выбрать целью ресурсы.
При этом то, какие именно подразделения/ресурсы уничтожаются при отыгрыше карты "Подкреплений не будет!", выбирает игрок, сыгравший данную карту.

В: Карта «Неподготовленный контрудар» - "Может быть сыграна в фазу атаки противника перед расчетом результатов боевого столкновения, если в волне атаки участвует бронетехника противника - подразделения обоих игроков, участвующие в волне атаки, не получают и не наносят повреждений". А если заблокированы были не все атаковавшие в этой волне атаки подразделения, могут ли они атаковать вторую линию и устроить прорыв?
О: Незаблокированные подразделения прорвутся на вторую линию, но не смогут нанести повреждений колоде, ресурсам или подразделениям на второй линии. "Прорыв" будет иметь место с силой, рассчитываемой по общим правилам.

В: Дивизионная карта «The Life Guards» позволяет уничтожить карту дивизии противника в начале первого хода игры. Как она взаимодействует с дивизионной картой «4 танковая дивизия» (Перед первым ходом партии игрок может найти в колоде и взять в руку два любых базовых ресурса)?
О: Владелец 4-й танковой может найти 2 ресурса, после чего его оппонент может поместить дивизионные карты в потери.

В: На некоторых картах написано, что они не могут атаковать, пока игрок не заплатит тот или иной ресурс. В какой момент должна производиться оплата?
О: При объявлении игроком атакующих подразделений, если на самой карте не сказано иного

В: На «Пограничниках 1941 г.» написано «В фазу атаки заплатить 2 склада – могут атаковать». Значит ли это, что они могут атаковать и в фазу атаки противника?
О: Нет, данный текст не изменяет общий порядок хода, атаковать можно только в свою фазу атаки. Ресурсы за данную карту проплачиваются в любой момент, в который могут быть сыграны свойства, играемые «в фазу атаки»

В: Карта «Операция Барбаросса» делает подразделения, стоящие менее 4 ресурсов, дороже на склад и завод. Может ли игрок в течение фазы строительства вначале сыграть такое подразделение за нормальную стоимость, а потом уже ввести в игру «Операцию Барбаросса»?
О: Нет. Оплата ресурсов производится в конце фазы строительства. Если оплата всех сыгранных карт невозможна, игрок обязан вернуть часть из них обратно в руку.

В: Когда в игре находится УБО «Операция Барбаросса», может ли игрок сыграть карту "Мобилизация" и построить два подразделения пехоты без оплаты стоимости?
О: Да, может. Но стоимость подразделений следует рассчитывать с учетом действия карты "Операция Барбаросса", а значит, используя "Мобилизацию", игрок может построить только подразделения с суммарной базовой стоимостью (указанной на карте) "0" или "1" ресурс

В: Бомбардировщик «Ju-87 D-1 1941 г.» имеет свойство: когда атакует подразделения на первой линии, 2 склада - не наносит повреждений, повернуть 3 подразделения на первой линии противника. Могут ли поворачиваемые подразделения использовать против него зенитную стрельбу? Может ли в число повернутых входить атакуемое подразделение? Может ли данное свойство быть использовано, если атака перехвачена истребителем или перенаправлена какой-либо тактической картой (например, «Ошибочное целеуказание»)?
О: Зенитная стрельба может быть использована только атакованным подразделением. При этом оно может входить в число поворачиваемых. На отыгрыш этого свойства не влияет перехват или тактические карты, поскольку перехват отыгрывается ПОСЛЕ данного свойства и в тексте самолета не указано, на чьей первой линии находится цель атаки.

В: Бомбардировщик «Ju-87 D-1 1941 г.» имеет свойство: "Направленная атака на подразделения противника на 1-й или 2-й линии, а также на ресурсы с силой бомбометания "5"; для проведения атаки на 1-ю линию - топливо, на 2-ю линию - 2 топлива". Означает ли это, что можно атаковать ресурсы без оплаты топлива?
О: Нет. В текст данной карты внесены изменения. Теперь он сформулирован так: "для проведения атаки на 1-ю линию - топливо, на 2-ю линию и ресурсы - 2 топлива".

В: Если на какое-то подразделение действуют два различных тактических модификатора – один «когда атакует получает –х/у», а другой «в бою с… получает +a/b» и при этом х больше, чем сила атаки подразделения, является ли результирующей силой атаки арифметическая сумма модификаторов, или же вначале прилагается модификатор «когда атакует», сила атаки становится (по правилам) равной 0, а потом к 0 прибавляется второй модификатор?
О: Сумма модификаторов рассчитывается перед нанесением повреждений, т.е. верен первый вариант.

Вопросы по выпуску "БЛИЦКРИГ"

В: Может ли игрок отправить в потери дивизионную карту противника картой "Большие потери", если сам играет без дивизионной карты? Или необходимо наличие обеих дивизионных карт для выполнения условия сброса?
О: "Большие потери" можно сыграть даже когда дивизионная карта есть только у одного из игроков. Эта дивизионная карта помещается в потери.

В: «Ошибочное целеуказание» и «Потеря ориентации». Может ли в качестве новой цели для бомбометания быть выбран корабль?
О: Нет, ибо корабли не могут подвергаться воздействию тактических карт.

В: Мотоброневагон Д-2. Получает ли +1/0 когда один на столе?
О: Получает.

В: Мотоброневагон Д-2. Получает ли +1/0 за «Бронепоезд 1933 г»?
О: Нет

В: 50 нортумберлендская дивизия перед своим первым ходом помещает две карты в зону резерва рубашкой вверх. Что происходит с этими картами, если дивизионная карта их владельца помещается в потери до того как он оплатил их ресурсную стоимость?
О: Они остаются в зоне резерва рубашкой вверх до конца партии

В: При использовании свойства «десант» (удар по второй линии) необходим прорыв на 2 линию противника для того чтобы десантированное подразделение не ушло в потери. В какой момент должен быть осуществлен прорыв – после использования свойства или до этого?
О: Прорыв может быть осуществлен в любую волну данной фазы атаки, как до так и после использования свойства «десант».

В: На некоторых картах "Блицкрига" указано свойство подразделения вида: "за ресурс подразделение получает +1/0 в бою с…» (например А5 4.7 см РАК(т) - "за склад получает +1/0 с бронетехникой"). При этом не указано, один раз за ход можно использовать это свойство, или пока ресурсов хватает. Как правильно играется это свойство?
О: Подобным свойством обладают также «Шюцкор» и «Призывники 1939 г». Во всех случаях это свойство играется перед расчетом результатов боевого столкновения ОДИН раз за волну атаки.

В: На карте «Десант на Крит» (блицкриг №342) написано “поместить в потери "десантников", поместить в потери 2 подразделения противника на первой линии по выбору игрока”. Сколько десантников можно пожертвовать при одном использовании данной карты?
О: Одно подразделение.

В: Являются ли немецкий и советский «артнаблюдатель-корректировщик» выпуска «Сталинград» подразделениями? Может ли немецкий «а-к» быть найден в колоде при использовании соответствующего свойства дивизионной карты «11 армия»?
О: Нет. Формально (по тексту) это «специальные» (т.е. тактические) карты

В: «40 мм Bofors AA gun 1939 г» имеет свойство: «склад - может быть перемещена с линии на линию без поворота». Может ли данная способность быть использована в ход противника, или в ход постройки?
О: Нет, данное перемещение осуществляется как и обычное, в конце фазы строительства, склад лишь позволяет осуществить его без поворота. Данное свойство, как и любое другое, не может быть использовано, когда подразделение находится в зоне резерва (т.е. в ход постройки).

В: «Арткорректировщик 1939 г» имеет свойство «не может быть атакован, и быть целью для тактических карт и УБО противника (исключая снайпера)», но про спецсвойства подразделений ничего не сказано. Можно ли уничтожить его подразделением со свойством «удар» (например, «Батареи Койвисто» или гаубица, наведенная арткорректировщиком)?
О: Да

В:«Motti tactics» гласит: «Если противник в конце своего хода сбросит в потери свою дивизионную карту, дивизионная карта игрока также помещается в потери». А)Дает ли противнику само по себе наличие на столе этой карты право сбросить в потери дивизионную карту? Б)Может ли он это сделать, если у игрока, сыгравшего «Motti tactics», нет дивизионной карты?
О: а) Да. б) Да.

В: На некоторых картах подразделений или УБО сказано: «заплатить {Х} ресурсов – может быть сыграна {в некий момент игры} как тактическая карта – происходит {некий эффект}. Нужно ли при отыгрыше такого свойства карты платить ее напечатанную ресурсную стоимость?
О: Да, данное свойство всегда требует уплаты ресурсов, указанных как стоимость карты, если в тексте карты не сказано "может быть сыграна как тактическая карта ... без оплаты стоимости".

В: Пушка со свойством «удар по колоде» бьет по «15 Великопольской кавалерийской бригаде» (при атаке противника на колоду игрока сила удара для каждого подразделения +2). Добавляется ли к удару модификатор +2?
О: Нет, ибо это не атака, а использование специального свойства пушки.

В: Корабль со свойством «атака на колоду» атакует «15 Великопольскую кавалерийскую бригаду» (при атаке противника на колоду игрока сила удара для каждого подразделения +2). Добавляется ли к удару модификатор +2?
О: Нет, дивизионные карты не влияют на корабли (если не сказано иного)

В: Самолет со свойством «атака на колоду» или «удар по колоде» атакует «15 Великопольскую кавалерийскую бригаду» (при атаке противника на колоду игрока сила удара для каждого подразделения +2). Добавляется ли к удару модификатор +2?
О: Да, поскольку это атака (хотя и воздушная).

В: На новом советском «арткорректировщике» (НВ) написано, что он может «наводить полевую артиллерию», что под этим подразумевается?
О: Это означает, что полевая артиллерия, например, карта № 224, получает свойство «удар по подразделению на первой линии противника с силой, равной параметру артподдержки данного подразделения»

В: Можно ли картой «разведрейд» поместить в потери из руки противника карту героя-УБО (например Карл Густав Эмиль Маннергейм)?
О: Да

В: Получает ли бронетехника отрицательный модификатор от УБО «Город» в боевом столкновении с авиацией?
О: Да, согласно правилам в таком боевом столкновении не применяются только модификаторы, УВЕЛИЧИВАЮЩИЕ характеристики подразделений

В: «Горнострелки 49 гск» и аналогичная немецкая пехота имеют свойство: «если в игре находится УБО Горы получают направленную атаку, если не атакуют направленно могут быть заблокированы только горными подразделениями». Могут ли они в такой ситуации быть заблокированы штурмовиками?
О: Нет

В: «19-я пехотная дивизия» гласит: «Если в результате удара по колоде карта помещается в потери, за поворот склада и завода игрок может взять ее в руку». В какой момент игрок может отыграть это свойство? Сколько карт он может взять одновременно? Что подразумевается под словом «удар»?
О: В момент, когда карты помещаются в потери. Столько, сколько сможет заплатить ресурсов, но не более, чем было помещено в потери в данной волне атаки. «Ударом» в данном случае считаются любые повреждения, наносимые колоде.

В: Используя дивизионную карту "19 пехотной дивизии" может ли игрок просмотреть свою колоду сверху донизу и имея достаточное количество складов взять из нее в руку все, что ему нужно?
О: Нет, данную способность можно использовать только один раз.

В: Условием отыгрыша некоторых карт и специальных свойств является текст вида «если было уничтожено некое подразделение», между тем термин «уничтожение» в правилах отсутствует. Что под ним подразумевается?
О: Карта считается «уничтоженной» если она была помещена в потери с 1 или 2 линии обороны, из зоны резервов, зоны УБО или зоны ресурсов

В: Карта «Дезорганизация противника» играется «в фазу атаки когда уничтожено подразделение на первой линии противника». Когда именно должен иметь место факт уничтожения? В какой момент после этого можно сыграть данную карту? Можно ли данной картой отменить атаку прорвавшегося на 2 линию подразделения, если в этой же волне атаки другое подразделение было уничтожено в боевом столкновении на 1 линии? Можно ли предотвратить таким образом помещение в потери карт (УБО, арткорректировщик), условием уничтожения которых является прорыв?
О: Факт уничтожения должен иметь место в ходе текущей фазы атаки. После этого «Дезорганизация противника» может быть сыграна в любой момент времени, в который правилами допускается отыгрыш тактических карт, до конца фазы атаки. Поскольку такой момент предусмотрен, в частности, перед определением боевых столкновений на 2 линии, «Дезорганизация» может быть сыграна на прорвавшееся подразделение, при этом его атака (а также атака подразделений, атакующих совместно с ним, например пехотного десанта) отменяется. Тем не менее факт прорыва и его сила уже не изменяются, так что УБО или «арткорректировщик» могут быть помещены в потери. Все вышесказанное применимо и к карте «Блицкриг»

В: «Снайперы 1939» г имеют свойство: «если в игре находится УБО «Зимняя война», когда атакованы направленно, не вступают в боевое столкновение, а отступают на вторую линию». В какой именно момент происходит отступление? Могут ли атакованные «Снайперы» быть поддержаны?
О: Отступление производится после назначения блокирующих (в момент отыгрыша обороняющимся тактических карт и других свойств подразделений), так что поддержать «Снайперов» можно.

В: Согласно правилам пехота и артиллерия первой линии (с характеристиками не менее 1/1) могут быть использованы как улучшение для любого укрепления. Означает ли это что подразделение первой линии находящееся в резерве, может быть сыграно как улучшение или соединение должно находиться на первой линии, перед тем как использоваться в качестве улучшения?
О: Возможен и первый и второй вариант, однако улучшаемое укрепление к этому моменту уже должно находиться на 1 линии.

В: Авиационные подразделения могут быть помещены на корабли-авианосцы в конце фазы строительства. Откуда именно (2 линия, зона резерва, рука игрока) они туда помещаются? Требует ли эта процедура поворота подразделения авиации или авианосца? Может ли бомбардировщик, помещенный на авианосец в ход постройки, атаковать в этот же ход?
О: Авиация помещается на авианосцы со 2 линии или из зоны резерва. Эта операция не требует поворота каких-либо подразделений. Помещенные на авианосец самолеты могут в этот же ход атаковать или использовать специальные свойства.

В: На карте «Торпедоносцы» сказано, что улучшенный ими бомбардировщик может распределять свою силу бомбометания между двумя подразделениями. Считаются ли оба этих подразделения направленно атакованными бомбардировщиком? Можно ли распределить силу бомбометания также и на поддерживающий их зенитный автомат (орудие)?
О: Да, оба подразделения являются направленно атакованными и поворачиваются. Если они поддержаны зенитной артиллерией, сила бомбометания может быть при желании игрока распределена между всеми тремя (или более) подразделениями участвующими в данном боевом столкновении.

В: Можно ли сопровождать ночной бомбардировщик своим истребителем с тем, чтобы защитить его от «ночного истребителя»?
О: Нет

В: На карте «Заводы Рура» написано: «поворот в фазу строительства противника – взять из потерь в руку {значок завода}». На что именно ссылается этот значок – карту «Завод», любую карту со словом «завод» в названии, или любую карту, которая способна производить ресурс «завод»?
О: Значок завода в данном случае заменяет слово «завод». По правилам это слово в тексте карты ссылается на любую карту в названии, или типе которой присутствует слово «завод», т.е. на базовый «Завод», «Авиационный завод», «Танковый завод» и даже «Заводы Рура».

В: «50-я Нортумберлендская дивизия» гласит, что «при прорыве противника на вторую линию 1 подразделение игрока с первой линии должно быть возвращено в руку». Значит ли это, что: в руку возвращается по 1 подразделению за каждое прорвавшееся подразделение противника, в руку возвращается 1 подразделение если был факт прорыва в течение фазы атаки, в руку возвращается 1 подразделение если факт прорыва был в данной волне атаки?
О: За одну волну атаки в руку может быть возвращено только 1 подразделение игрока, если в последующей волне также имеет место прорыв, в руку возвращается еще одно подразделение.

В: «Торпедный катер Г-5» имеет свойство «если направленно атакованное им подразделение не уничтожено – оно возвращается в руку». Каков будет результат боевого столкновения катера и Линкора «Джулио Чезаре» (за топливо не получает повреждений в бою с кораблями)?
О: Линкор все равно вернется в руку

В: «Торпедный катер Г-5» имеет свойство «если направленно атакованное им подразделение не уничтожено – оно возвращается в руку». Каков будет результат боевого столкновения катера и авианосца с находящимися на последнем самолетами, если авианосец каким-то образом не будет уничтожен в этом столкновении?
О: Результат зависит от местонахождения авианосца. На 1 линии авианосец вернется в руку, находящиеся на нем самолеты уйдут в потери. На 2 линии и авианосец и самолеты останутся в игре, поскольку атака на подразделения на 2 линии не является «направленной».

В: Если Су-2 улучшен «Торпедоносцами», то получает ли он модификатор к силе бомбометания при блокировании атакующих подразделений, когда используется как штурмовик с силой бомбометания 2? Может ли он блокировать в одну волну атаки 2 атакующих подразделения?
О: Ответ на оба вопроса отрицательный. Данный модификатор и возможность распределять силу бомбометания согласно тексту «Торпедоносцев» получают только бомбардировщики. Слова «используется как штурмовик» в тексте Су-2 означают что в этот момент он перестает быть бомбардировщиком и становится штурмовиком.

В: Существует ряд улучшений (например «Торпедоносцы», «Противотанковые гранаты», на которых говорится, что они могут быть помещены на подразделения строго определенного типа. Что с ними происходит если улучшенное подразделение меняет свой тип (например, «Разведывательная бронегруппа» перед расчетом боевого столкновения стала пехотой, была улучшена «Противотанковыми гранатами», а затем обратно превратилась в бронетехнику)?
О: Улучшение остается на подразделении, но не может быть использовано до тех пор, пока подразделение вновь не обретет указанный в тексте улучшения тип.

В: Могут ли быть помещены в потери повернутые «Royal marines commando» для уничтожения подразделения на 2 линии противника?
О: Да, использование данного свойства не требует поворота.

В: Некоторые подразделения имеют тактический модификатор «при блокировании определенного вида подразделений». Распространяется ли на него действие карт, запрещающих использование модификаторов «в бою с этим видом подразделений»?
О: Да, поскольку блокирование является частным случаем боевого столкновения.

В: «Т-38-ТТ (телемеханическая группа)» имеет свойство «когда атакует – заплатить склад, 2 завода – не получает повреждений». В какой момент требуется проплата данного свойства? Защищает ли оно от повреждений, наносимых дальней стрельбой? Защищает ли оно от карт «Минное поле», «Сломанный мост» и т.п.?
О: Свойство оплачивается при объявлении атаки и защищает танк от любых повреждений в этой волне атаки, но не от уничтожения упомянутыми картами, поскольку эти карты не наносят повреждений.

В: Некоторые карты гласят, что «игрок обязан блокировать все атаки противника если может». Что именно подразумевается под этой фразой? Возможны ли в этом случае какие-то способы отказа от блокирования некоторых атакующих?
О: Это означает, что все подразделения игрока, которые способны блокировать и не атакованы направленно, должны быть назначены для блокирования атакующих ненаправленно подразделений, если правила или какие-либо карты не запрещают им этого. При этом до тех пор, пока все подразделения противника, которые атакуют в этой волне и могут быть заблокированы, не заблокированы, игрок не может назначать для блокирования одного подразделения противника более одного своего подразделения. Игрок может отказаться от блокирования какого либо подразделения, если назначит все свои подразделения, способные его блокировать, для блокирования других подразделений противника (например, если противник атакует тяжелым танком и 2 подразделениями пехоты, игрок, имеющий на первой линии 1 танк, 1 орудие и 1 пехоту, может заблокировать орудием и танком пехоту противника, при этом его оставшаяся пехота не сможет, согласно правилам, заблокировать тяжелый танк и останется неповернутой).

В: На некоторых кораблях написано: «получает силу зенитной стрельбы, если атакован авиацией». Получают ли такие корабли зенитную стрельбу, если поддерживают другой корабль?
О: Если другой корабль атакован только авиацией, такие корабли просто не могут его поддержать, поскольку силы зенитной стрельбы не имеют. Если же он атакован авиацией и кораблем одновременно, то они могут его поддержать и при этом получают зенитную стрельбу.

В: «Снайперы 1939» г имеют свойство: «если в игре находится УБО «Зимняя война», когда атакованы направленно, не вступают в боевое столкновение, а отступают на вторую линию». Что происходит, если направленной атаке подвергается укрепление, улучшенное данной картой?
О: Согласно правилам, игрок может по своему желанию использовать свойства подразделений-улучшений. Соответственно, если он не использует данное свойство, происходит обычное боевое столкновение, если он его использует, укрепление вместе с улучшающими его снайперами помещается в потери.

Вопросы по выпуску "Сталинград"

В: можно ли оплачивать обязательную ("красную") ресурсную стоимость карты, поворачивая карты спецресурсов, способные производить ресурсы нужного типа?

О: Да, можно, "красная" стоимость указывает лишь на то, что для ее оплаты нельзя "сконвертировать" два других ресурса в один нужный. Ресурсы получаемые при повороте карт спецресурсов ничем не отличаются от получаемых при повороте соответствующих базовых ресурсов.

Пример: Marder II SS div. WIKING (2k/3k/1) может быть построен поворотом 1 карты склада и 1 Ju-52 (спецресурс, дающий 1 любой ресурс) для получения складов, карт танкового завода (2 завода для производства бронетехники) и завода для получения заводов, и карты топлива для получения топлива.

В: Если у меня на столе есть некая карта базового ресурса, обязан ли я повернуть именно ее для получения ресурса этого типа, или я всегда имею право "заменить" его поворотом двух других карт ресурсов?

О: Да, "замена" ресурсов возможна даже если у вас на столе есть карта, дающая "заменяемый" ресурс.

Пример: У Вас на столе 2 пехоты 2/1 и 2 тяжелых танка (требуют топлива для атаки), а также 2 завода, Ленд-лиз (дает 1 любой ресурс), 2 склада и топливо. В руке у Вас карта "Боец, отомсти!" (1/1/1 спецкарта, все Ваши соединения должны атаковать, если могут, но получают +1/+0 до конца хода), которую Вам необходимо сыграть. При этом Вы не хотите посылать в атаку тяжелые танки. Такая возможность имеется: достаточно склад и завод превратить в топливо, топливо и склад - в завод и потратив ленд-лиз как склад сыграть "Бойца". При этом неповернутым останется только завод, которым нельзя заправить тяжелые танки.

В: можно ли "заменить" некий ресурс поворотом двух карт, хотя бы одна из которых производит ресурс того же типа?

О: И да и нет. В правилах сказано "Если у игрока нет какого либо ресурса, его можно восполнить, потратив два ДРУГИХ", однако под "отсутствующими" имеются в виду КАРТЫ РЕСУРСОВ, а под "другими" -- ресурсы, полученные в результате поворота карт.

Пример: В приведенном выше примере с "Боец, отомсти!" нельзя повернуть 2 завода, чтобы конвертировать их в "завод". Однако можно сконвертировать в завод ресурсы, полученные в результате поворота карт "топливо" и "ленд-лиз", потому что вначале "ленд-лиз" даст нам ЛЮБОЙ ресурс (например, еще топливо), а потом мы его используем для конвертации в завод.

В: Почему имея на столе карту УБО "Река" я не могу сбить атакующий штурмовик Ил-2 (2/3, сила бомбометания 3) из ДШК (2/1, атака воздушных объектов 2), а штурмовик уничтожает и мой броневик 2/2, на который летит в атаку, и поддержавший его ДШК?

О: Штурмовик не уничтожается, потому что текст на карте "Река" исправлен.. Вместо "Атакующие соединения получают -2/-1" следует читать "атакующие наземные соединения получают -2/-1". Штурмовик уничтожает оба Ваших подразделения потому, что действие "Реки" не распространяется на силу бомбометания.

В: Мое подразделение, имеющее свойство "прорыв" и +1/+0 бонус против пехоты заблокировано пехотой 2/1. Может ли оно "распределить" на блокирующее подразделение силу своего "бонуса" и прорваться на вторую линию, имея свою базовую силу атаки?

О: Нет. Согласно правилам "Это (прорыв на вторую линию) возможно только в том случае, если его (атакующего подразделения) сила атаки (без учета тактических модификаторов) больше, чем сила защиты (с учетом всех модификаторов) уничтоженного им подразделения (подразделений). Причем, продолжая атаку, подразделение со свойством прорыва будет иметь в этот ход характеристики (без учета тактических модификаторов), уменьшенные на силу атаки/защиты (с учетом всех модификаторов) уничтоженного им подразделения (подразделений). ".

Пример: таким атакующим подразделением могут быть, скажем, "Panzergrenadiere" (2/2, +1/+0 против пехоты), улучшенные спецкартой "Die Heldentat!" (+2/+1 и свойство "прорыв" до конца хода). Они уничтожат блокирующую пехоту 2/1 и пройдут на вторую линию с параметрами 3/1, хотя пока они бились с пехотой их параметры были 5/2.

В: Некоторые УБО-местности изменяют характеристики подразделений, если они участвуют в боевом столкновении. Изменяются ли при этом их характеристики при атаке на ресурсы/колоду?

О: Да, даже если ресурсы/колода не поддержаны каким-либо подразделением. По правилам 4-й редакции атака на них также является боевым столкновением.

Пример: танк 3/3 прорвался на вторую линию в УБО "Город" (-1/-1 бронетехнике в боевом столкновении) и может уничтожить спецресурс 0/2, или ударить по колоде с силой 2. Заметим, что "сила прорыва", необходимая для уничтожения УБО все равно равна при этом 3.

В: Допустим, я атакую первую линию противника одновременно наземным подразделением и подразделением авиации. В ответ противник хочет сыграть карту "Ошибочное целеуказание". Может ли он при этом назначить в качестве новой цели для авиации мое атакующее подразделение? Если да, то что произойдет с этим подразделением?

О: Может. Наземное подразделение продолжает атаку и при расчете результатов боевого столкновения на первой линии на него распределяется сила бомбовой атаки самолета

В: Перед началом моей фазы атаки противник имел на второй линии гаубицу, истребитель и зенитный автомат. Я атаковал гаубицу бомбардировщиком, послав в поддержку свой истребитель. Противник, не поднимая свой истребитель объявляет, что сбивает мой истребитель зенитным автоматом, не блокируя бомбардировщик. Имеет ли он право так поступить?

О: Да. При этом бомбардировщик может распределить свою силу бомбометания между гаубицей и зенитным автоматом (они участвуют в одном боевом столкновении).

В: Перед началом моей фазы атаки противник имел на столе: (первая линия -"Сапёры", вторая линия - тактический бомбардировщик, ресурсы-всех помногу). Он повернул "Сапёров" и необходимое число ресурсов, объявив, что заминировал бомбардировщик (на него невозможна направленная атака), поэтому я не смогу уничтожить его, прорвавшись на вторую линию. Действительно ли это так и мог ли он вообще заминировать бомбардировщик?

О: Действительно, противник мог использовать способность "Сапёров" на бомбардировщик. Однако это не защищает его от уничтожения прорвавшимся наземным соединением, поскольку атака на вторую линию не считается направленной атакой. (Заметьте, что "Саперы" выпущенные в сете "Сталинград" играют в соответствии с текстом на их карте и не могут использовать свойство "минирование" из действующей сейчас редакции правил.)

В: На Fw-189 (самолет-разведчик) написано, что "при использовании способности может быть перехвачен истребителем противника". Какая из способностей имеется в виду?

О: Та, о которой это написано (способность авиакорректировщика).

В: На картах "Саботаж" и "Бомбёжка волжской переправы" сказано, что они действуют на все соединения, построенные противником в этот ход. Распространяется ли их действие на подразделения, помещенные в игру посредством карт, восстанавливающих подразделения из потерь ("Ремонтники", "Полевой госпиталь", "Лагерь переформирования")?

О: Да, при отыгрыше этих (и других, ссылающихся на "построенные" подразделения) карт все подразделения, помещенные в фазу строительства в зону резервов, или на одну из линий обороны из других игровых зон, считаются "построенными".

В: Может ли противник перехватить мой самолет-разведчик (Fw-189), отправленный в бомбовую атаку, истребителем, или поддержать атакованный юнит зенитным автоматом? Могу ли я поддержать свой самолёт истребителем? Могу ли я поддержать истребителем тот же Fw-189, используемый как авиакорректировщик артиллерии?

О: Согласно правилам, любой самолет, использующий свою силу бомбометания, считается бомбардировщиком и может быть перехвачен и поддержан истребителем. Поскольку он атакует 1-ю линию, то может быть сбит зенитным автоматом. Если же Fw-189 используется как самолет-разведчик, или корректировщик, то бомбардировщиком он не является и поддержан истребителем быть не может и зенитным автоматом не сбивается.

Подготовлено: Зеленым Камнеедом

<новости> <о проекте> <продукция> <где купить?> <где играть?> <контакты> <для дилеров> <правила> <русские карты> <немецкие карты> <русские колоды> <немецкие колоды> <стратегии> <энциклопедия> <РЕЙТИНГ> <турнирные правила> <система рейтинга> <воинские звания и награды> <расписание турниров> <отчеты о турнирах> <форум> <ссылки>